Никольщина
Никольщина – братчина, во время которой руский народ чествует Николу-Святителя (Николая Чудотворца). Длится Никольщина неопределенное число дней, и так широко, как может быть, ни один праздник. В XVIII веке Феофан Прокопович отмечал - руские люди «память святого Николая, выше Господских праздников ставят».
Никольщину справляют в складчину (всем миром), тех, кто отказывался от складчины, круглый год изводили насмешками и крупной бранью. Готовились к Никольщине загодя, припасали добро и лишнюю копейку, чтобы затем с истинно руской широтой души почтить Святителя. Складчина делалась от всех домохозяев – деньгами или припасами. Часть складчины уделялась церкви и причту (служащим церкви), часть - меньшей братии, нищим, а на остальную часть устраивалось народное торжество.
Сначала в храм приносили Чудотворцу щедрые дары, а после праздничной службы, собирались за общим столом и начинали гулять не менее 3-4 дней, зимой – до 7 дней. Пивной бог – это одно из наименований Николы. Обычай чествовать Николу пивом носил повсеместный и ритуальный характер, отсюда глагол «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать; «наниколиться» - напиться, празднуя Николин день (В.И. Даль).
Чествование Чудотворца совершается дважды в год:
Никола зимний – 6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому).
Никола летний – 9 мая по старому стилю (22 мая по новому стилю).
Один - когда начинаются страдные дни, полевые работы; второй – когда все главные дела закончены, плоды трудов собраны и наступает пора отдыхать.
В отличие от прочих, Никольщина - праздник стариковский, детей к столу не допускали. Молодежь начинала с Николы подготовку к святочным посиделкам – шили наряды для ряженых и делали маски.
Один из древних обычаев в Никольщину – свечу сучить. Посреди праздничных кушаний подается сотовый мёд. Жуют соты и выплевывают воск в чашу с водой. Потом из воска выйдет мирская свеча Николе. Перед тем, как начать есть мёд, все молятся Николе, чтобы умолить у Бога для дома достаток, на скотину – приплод, на хлеб – урожай, в семье – согласие. Крест кладут истово, поклоны кладут земные.
Никольщина (поговорки)
- «На Никольщину и друга зови, и недруга зови – все друзьями будут»
- «Красна Никольщина пивом да пирогами»
- «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор»
- «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет»
- «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит»
- «Никольский торг всему указ»
- «До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки» (Никола летний)
- «Хвали зиму после Николина дня» (Никола зимний)
- «До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи»
* До реформ патриарха Никона (XVII век) каноническая форма имени Святителя Николая была Никола, в украинском Микола.
* Говоря, Никола, славяне подразумевали Бога Велеса, продолжали древнюю традицию – из последних колосьев на поле завивали «Волосову бородку».
Никольщину справляют в складчину (всем миром), тех, кто отказывался от складчины, круглый год изводили насмешками и крупной бранью. Готовились к Никольщине загодя, припасали добро и лишнюю копейку, чтобы затем с истинно руской широтой души почтить Святителя. Складчина делалась от всех домохозяев – деньгами или припасами. Часть складчины уделялась церкви и причту (служащим церкви), часть - меньшей братии, нищим, а на остальную часть устраивалось народное торжество.
Сначала в храм приносили Чудотворцу щедрые дары, а после праздничной службы, собирались за общим столом и начинали гулять не менее 3-4 дней, зимой – до 7 дней. Пивной бог – это одно из наименований Николы. Обычай чествовать Николу пивом носил повсеместный и ритуальный характер, отсюда глагол «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать; «наниколиться» - напиться, празднуя Николин день (В.И. Даль).
Чествование Чудотворца совершается дважды в год:
Никола зимний – 6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому).
Никола летний – 9 мая по старому стилю (22 мая по новому стилю).
Один - когда начинаются страдные дни, полевые работы; второй – когда все главные дела закончены, плоды трудов собраны и наступает пора отдыхать.
В отличие от прочих, Никольщина - праздник стариковский, детей к столу не допускали. Молодежь начинала с Николы подготовку к святочным посиделкам – шили наряды для ряженых и делали маски.
Один из древних обычаев в Никольщину – свечу сучить. Посреди праздничных кушаний подается сотовый мёд. Жуют соты и выплевывают воск в чашу с водой. Потом из воска выйдет мирская свеча Николе. Перед тем, как начать есть мёд, все молятся Николе, чтобы умолить у Бога для дома достаток, на скотину – приплод, на хлеб – урожай, в семье – согласие. Крест кладут истово, поклоны кладут земные.
Святитель Николай в руской народной поэзии
Былина о Садко
У того ли Николы Можайского
Те мужики новгородские сходилися
На братчину-Никольщину,
Начинают пить канун, пива ячныя.
И пришел тут к ним удалой добрый молодец.
Удалой молодец был Волжский сур,
Бьет челом, покланяется:
«А и гой вы еси, мужики новгородские!
Примите меня в братчину-Никольщину,
А и я вам сыпь плачу немалую».
А и те мужики новгородские
Принимали его во братчину-Никольщину.
Дал молодец им пятьдесят рублев.
А и зачали пить пива ячныя…
Никольщина (поговорки)
- «На Никольщину и друга зови, и недруга зови – все друзьями будут»
- «Красна Никольщина пивом да пирогами»
- «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор»
- «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет»
- «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит»
- «Никольский торг всему указ»
- «До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки» (Никола летний)
- «Хвали зиму после Николина дня» (Никола зимний)
- «До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи»
* До реформ патриарха Никона (XVII век) каноническая форма имени Святителя Николая была Никола, в украинском Микола.
* Говоря, Никола, славяне подразумевали Бога Велеса, продолжали древнюю традицию – из последних колосьев на поле завивали «Волосову бородку».