Дед Мороз – владыка потустороннего мира
Дед Мороз – это владыка мира Предков. Само имя говорит о связи с миром умерших. Умереть – значит «остыть», «околеть», т.е. замерзнуть.
Дед – означает дух Предка. К живым дедушкам обращались «дедко»/«дядко». Мороз несет с собой холод и тьму, он владыка ночи и ее атрибутов - мрак, звёзды, Луна (Солнце мертвых). Он хозяин природы и повелитель воды, которую зимой можно видеть во всех проявлениях – снег, лед, иней, пар, вода. Богатство Мороза – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано с чистотой, холодом, слезами, лунным светом и магией.
Есть версия, что настоящее имя руского Деда – Мароз, супруг Богини Мары (Богиня Зимы и Смерти). По другой версии Мороз – это сын Велеса и Мары, зимняя ипостась Велеса. Может принимать любые формы.
Восточные славяне большое внимание уделяли культу предков, поэтому главным зимним праздником были Святки (святые дни) – время поминания умерших, но не с траурным песнопением, а с веселыми гуляньями, колядками, гаданием. В домах готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины, овсяный кисель), ставили на стол дополнительные приборы по числу умерших в этом году, или одну общую в память обо всех родичах. Число блюд должно быть нечетным. Отдельно приглашали на трапезу Деда Мороза.
Начинаются Святки в период зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». Считается, что в эти 12 дней ворота между Навью и Явью открыты и наш мир посещают духи умерших. По домам ходили ряженые в масках (лат. masca – призрак), колядками славили хозяев дома и желали благополучия, а те в ответ угощали ряженых - как бы задабривая духов за их заботу над живыми.
В компании колядующих всегда был «старшой» - Дед, которому запрещалось говорить, он олицетворял самого древнего и грозного духа, возможно, это и есть Дед Мороз – владыка потустороннего мира, одним дыханием может заморозить. По истечении срока духи вновь возвращаются в свой мир, но пока они в нашем мире, люди обычно ГАдали.
В святочный период и Чистый четверг славяне задабривали Деда Мороза, приглашали на трапезу, чтобы зима была снежной и морозной. «Рождественские» и «крещенские» морозы славяне связывали с будущим хорошим урожаем, и в тоже время просили «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», не приходить летом.
Обряд кликанья (или кормления) Мороза совершал старший в доме. Выносили в определенное время и место угощения (кутью, блины, овсяный кисель) и приглашали Деда Мороза на трапезу:
Если обряд «кликанья Мороза» совершали до трапезы, то выносили первую ложку кутьи и киселя, если по окончании – то остатки ритуального блюда.
Руский Дед Мороз скорее противоположен советскому Деду Морозу - он не злой, но и не добренький дедушка с мешком подарков; подарки дарит не он, а наоборот ему.
В руских сказках прозвище Мороза «Трескунец», «Студенец» или просто Дед. Издавна славяне почитают Мороз, как природную стихию, снегами и метелями укрывающую природу от стужи, и представляют его разносторонним персонажем - в образе огромного получеловека-полустихии или невысоким старичком с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В любом случае Мороз предстает как хозяин природы, который наделен губительной силой, но в тоже время, зная о ней, заботится о живых существах.
Не любит Дед Мороз тех, кто жалуется на зиму и холод, бодрым же и веселым дарует телесную крепость. Может трескучими морозами сковать реки льдом и подарить множество зимних увеселений, может заморозить и наоборот щедро одарить, все зависит от духовной и телесной стойкости самого человека. Если сравнивать Мороз с Велесом, он также учит людей преодолевать трудности и ценить счастье.
В XIX веке на основе фольклорного и обрядового Мороза появилась сказка «Мороз Иванович» – это седой-седой старик, «как тряхнет головой – от волос иней сыпется, духом дохнет – валит густой пар». Живет Мороз в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Никаких подарков к какой-то определенной дате он не делает, но за хорошо выполненную работу может щедро вознаградить.
В ХХ веке все перевернули с ног на голову. Главным зимним праздником стал Новый год и ёлка. Дед Мороз должен ходить по домам и дарить подарки, а об умерших вообще не вспоминают.
Масленица и христианство
Новогодняя ёлка – дерево смерти
Календарь руских праздников (Древней Руси)
Баба Яга (Баба Йога) – Богиня-Покровительница детей
Дед – означает дух Предка. К живым дедушкам обращались «дедко»/«дядко». Мороз несет с собой холод и тьму, он владыка ночи и ее атрибутов - мрак, звёзды, Луна (Солнце мертвых). Он хозяин природы и повелитель воды, которую зимой можно видеть во всех проявлениях – снег, лед, иней, пар, вода. Богатство Мороза – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано с чистотой, холодом, слезами, лунным светом и магией.
Есть версия, что настоящее имя руского Деда – Мароз, супруг Богини Мары (Богиня Зимы и Смерти). По другой версии Мороз – это сын Велеса и Мары, зимняя ипостась Велеса. Может принимать любые формы.
Святки
Восточные славяне большое внимание уделяли культу предков, поэтому главным зимним праздником были Святки (святые дни) – время поминания умерших, но не с траурным песнопением, а с веселыми гуляньями, колядками, гаданием. В домах готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины, овсяный кисель), ставили на стол дополнительные приборы по числу умерших в этом году, или одну общую в память обо всех родичах. Число блюд должно быть нечетным. Отдельно приглашали на трапезу Деда Мороза.
Начинаются Святки в период зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». Считается, что в эти 12 дней ворота между Навью и Явью открыты и наш мир посещают духи умерших. По домам ходили ряженые в масках (лат. masca – призрак), колядками славили хозяев дома и желали благополучия, а те в ответ угощали ряженых - как бы задабривая духов за их заботу над живыми.
В компании колядующих всегда был «старшой» - Дед, которому запрещалось говорить, он олицетворял самого древнего и грозного духа, возможно, это и есть Дед Мороз – владыка потустороннего мира, одним дыханием может заморозить. По истечении срока духи вновь возвращаются в свой мир, но пока они в нашем мире, люди обычно ГАдали.
Кликанье Мороза
В святочный период и Чистый четверг славяне задабривали Деда Мороза, приглашали на трапезу, чтобы зима была снежной и морозной. «Рождественские» и «крещенские» морозы славяне связывали с будущим хорошим урожаем, и в тоже время просили «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», не приходить летом.
Обряд кликанья (или кормления) Мороза совершал старший в доме. Выносили в определенное время и место угощения (кутью, блины, овсяный кисель) и приглашали Деда Мороза на трапезу:
Дед-Мороз, Дед-Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй. Из книги «Песни Псковской земли» | Мороз, Мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь, А на посконь воля твоя. Зернова А.Б. |
Если обряд «кликанья Мороза» совершали до трапезы, то выносили первую ложку кутьи и киселя, если по окончании – то остатки ритуального блюда.
Руский Дед Мороз
Руский Дед Мороз скорее противоположен советскому Деду Морозу - он не злой, но и не добренький дедушка с мешком подарков; подарки дарит не он, а наоборот ему.
В руских сказках прозвище Мороза «Трескунец», «Студенец» или просто Дед. Издавна славяне почитают Мороз, как природную стихию, снегами и метелями укрывающую природу от стужи, и представляют его разносторонним персонажем - в образе огромного получеловека-полустихии или невысоким старичком с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В любом случае Мороз предстает как хозяин природы, который наделен губительной силой, но в тоже время, зная о ней, заботится о живых существах.
Не любит Дед Мороз тех, кто жалуется на зиму и холод, бодрым же и веселым дарует телесную крепость. Может трескучими морозами сковать реки льдом и подарить множество зимних увеселений, может заморозить и наоборот щедро одарить, все зависит от духовной и телесной стойкости самого человека. Если сравнивать Мороз с Велесом, он также учит людей преодолевать трудности и ценить счастье.
В XIX веке на основе фольклорного и обрядового Мороза появилась сказка «Мороз Иванович» – это седой-седой старик, «как тряхнет головой – от волос иней сыпется, духом дохнет – валит густой пар». Живет Мороз в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Никаких подарков к какой-то определенной дате он не делает, но за хорошо выполненную работу может щедро вознаградить.
Поэма «Мороз, Красный нос»
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
…
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
…
Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
…
Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам – хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
…
Некрасов Н.А. (1821-1878) – руский поэт
В ХХ веке все перевернули с ног на голову. Главным зимним праздником стал Новый год и ёлка. Дед Мороз должен ходить по домам и дарить подарки, а об умерших вообще не вспоминают.
Масленица и христианство
Новогодняя ёлка – дерево смерти
Календарь руских праздников (Древней Руси)
Баба Яга (Баба Йога) – Богиня-Покровительница детей