Рождественская ёлка

Украшение
- Верхушку украшает Вифлеемская звезда (по которой люди и узнали о рождении Иисуса Христа)
- Гирлянда (огоньки фей) - символизирует духов ушедших предков или просто потусторонних существ - фей, эльфов, которые оберегают дом и приносят радость
- Лакомства (леденцы, сухофрукты и т.п.)
- Игрушки (птицы, рыбы и другие твари Божии), ангелочки, вертеп

Появление рождественской ёлки в Европе


Принято считать, что впервые ёлку принес домой Мартин Лютер (1483-1546) – христианский богослов, основатель одного из направлений протестантизма. В начале XVI века, в Рождественский сочельник Лютер идя домой, взглянул на усыпанное звездами небо, ему показалось, что стоящие вокруг ели, также осыпаны сверкающими звездами. Лютер срубил небольшую ёлку и принес домой. Затем сочинили легенду об огоньках, феях, ангелах и т.п.

Новый ритуал, наряжать мертвую рождественскую ёлку распространился в протестантской Германии и по всей Европе. Например, летопись от 1605 года свидетельствует, что в Эльзасе «на Рождество устанавливают в домах ёлки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара, мишуру».

Ёлка в христианстве. В Новом Завете нет каких-либо указаний на дерево, как символ Рождества Христова. Только описан Вход Господень в Иерусалим, когда народ приветствовал его ветвями финиковой пальмы, которая считалась символом победы. В христианствепальма интерпретируется, как символ победы над смертью. Там где из-за холода пальмы не растут, их замещает верба, отсюда Вербное воскресенье.

Появление рождественской ёлки в России


В XVIII веке Петр 1 пытался навязать немецкий обычай на Руси, но ничего не вышло. Ель на руской земле используют не для праздников, а для погребальных ритуалов. Интересно, что изначально ёлка пришла в страну именно, как новогодний, а не рождественский атрибут.

В 1818 году «немецкое обыкновение» (weihnachtsbaum – рождественское дерево) появилось в домах петербургских немцев, а затем и в домах столичной знати, но вплоть до середины XIX века рождественская ёлка оставалась чужда рускому народу. Ни Пушкин (1799-1837), ни Лермонтов (1814-1841), ни их современники не упоминают о рождественской ёлке, хотя Святки и маскарады описывают постоянно.

Рождественское дерево в России в XIX веке (из журнала «Наука и жизнь»)
В середине XIX века немецкий обычай начал стремительно распространяться в столице Российской империи, а затем и в провинциальных городах.
Причиной стремительного распространения «немецкого обыкновения» послужила модная немецкая литература и коммерция, но главное отказ от старинного народного обычая празднования Святок. Горожане ощутили некий обрядовый вакуум, который ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством ёлки.

Помещичью усадьбу рождественская ёлка завоевала с большим трудом. Здесь еще много лет Святки продолжали праздновать по старинке, с соблюдением народных обычаев. Но все же петербургская мода проникла и в усадьбу. Так о рождественских праздниках 1863 года писала свояченица Льва Толстого Кузминская Т.А. – «Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, елка и даже катание на тройках». Зимние праздники в Ясной Поляне являли собой редкий пример органичного соединения руских народных Святок с западной традицией рождественского дерева.

Не приняли ёлку – крестьяне и церковь
- Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещающие устраивать ёлки в школах и гимназиях, как иноземный, неправославный обычай.
- Крестьяне были преданы руской народной культуре, и ёлка оставалась для них чисто «барской забавой». Они только везли ёлки в город и продавали, поэтому рождественская ёлка стала для крестьян неплохим сезонным заработком. И «старичок», срубивший «нашу ёлочку под самый корешок», и чеховский Ванька, в сочельник вспоминающий поездку с дедом в лес за ёлкой, привозили ее не для себя, а для господских детей.

Только в ХХ веке, когда большая часть носителей руской культуры была уничтожена (или как правильно пишут - изведена под корень), ёлка появилась почти во всех советских домах, правда уже не рождественская, а новогодняя, с пятиконечной звездой и другой коммунистической символикой.

fizrazvitie.ru

Популярные сообщения из этого блога

Сущность Лет Круголета Числобога

Напутное слово – В.И. Даль

Залы Чертогов Сварожьего Круга