Цитаты о руском народе
«[Руский народ] один из всех европейцев обладает непосредственным отношением к Душе своего ближнего. Поэтому среди руских легко завязываются знакомства: через час, кажется, что они были знакомы чуть ли не всю жизнь» - Кайзерлинг - немецкий путешественник (ХХ в).
«Всё же то, что национальное величие существует реально, очевидно; и то, что руский народ обладает им в высшей степени, не вызывает сомнений. Нигде на поверхности земли слабое пламя веры, достоинства и людского милосердия не трепетало так прочно под напором ветров, рвавших его на части; оно не погашено сегодня даже в глухих уголках руской земли; и кто бы ни изучал борьбу руского духа в продолжение столетий, он может только склонить голову в восхищении перед теми рускими людьми, которые пронесли этот свет ценой самопожертвования и страданий» - Джордж Фрост Кеннан (1904-2005) — американский дипломат, посол США в СССР в 1952 г.
«Рускому и вообще славянам свойственно стремление к свободе, не только к свободе от ига иностранного народа, но и к свободе от оков всего преходящего и бренного. Среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти; среди руских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В руском живо чувство, что собственность владеет нами, а не мы ею, что владение означает принадлежность чему-то, что в богатстве задыхается духовная свобода» - Вальтер фон Шубарт - немецкий философ (ХХ в).
«Руский крестьянин не знает препятствий... Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь обретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще. Он починит вам экипаж, он заменит сломанное колесо срубленным деревом, привязанным одним концом к оси повозки, а другим концом, волочащимся по земле. Если телега ваша окончательно откажется служить, он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой. Если вы захотите переночевать среди леса, он вам в несколько часов сколотит хижину и, устроив вас как можно уютнее и удобнее, завернется в свой тулуп и заснет на пороге импровизированного ночлега, охраняя ваш сон, как верный часовой, или усядется около шалаша под деревом и, мечтательно глядя ввысь, начнет вас развлекать меланхолическими напевами, так гармонирующими с лучшими движениями вашего сердца, ибо врожденная музыкальность является одним из даров этой избранной расы» - Астольф Де Кюстин (1790-1857) - французский писатель, путешественник.
«Ничто не может сравниться с гостеприимством руских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии» - Уильям Кокс (1748-1828) - английский историк.
«Главнейшее место у них то, где висит Бог. Хозяин дома сам не сядет там никогда. Лишь когда приходит лучший гость, он отводит его на это место. Пришедший должен поклониться Богу до земли, касаясь лицом. И помещается на этом самом месте, почитаемом как святое» - Джорж Турбервилль - английский путешественник (ХVI в).
«Когда я уходил, комендант пошел впереди меня, ибо у руских принято, что гости, приходя, вступают первыми в дверь; при уходе же их впереди должен идти хозяин, дабы безопасно проводить их из дому» - Юст Юль - датский посол в России в 1709—1712 гг.
«Опасаясь воровства, я провел безсонную и безпокойную ночь, ибо я еще не знал безпримерной верности руских относительно всего, что поручается их надзору, и потому испытывал преувеличенный страх» - Расмус Эребо - датский дипломат, секретарь Юста Юля (XVIII в).
«Здесь не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми пеленают и связывают детей во Франции. Они не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки. Именно по этой причине люди там менее подвержены недугам. Воспитание физическое, которое я наблюдал в Сибири, практикуется по всей России» - Клод Шапп (1763-1805) - французский механик, изобретатель.
«В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится, кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок» - Адам Олеарий (1599-1671) - немецкий ученый и путешественник.
«У руских по всей их стране всего-навсего три доктора, лечат они от всех болезней и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор - это руская баня, второй - водка, которую пьют почти все, кому позволяют средства, и третий - чеснок, который руские употребляют не только как приправу ко всем кушаньям, но и едят сырой среди дня» - Юст Юль - датский посол в России в 1709-1712 гг.
«Бранденбургский посланник рассказывал о способе их лечения от лихорадки. Пристав, бывший при посольстве, занемог этой болезнью, и лекарь обложил ему голову, артерии, грудь и бока такими большими льдинами, что всей теплоты тела недостаточно было для растопления их; однако ж на третий день пристав встал, как ни в чем ни бывало. Вот что значит клин клином выбивать» - Адольф Лизек - австрийский дипломат (ХVII в).
«Руские - самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане» - Уэллеслей Ф. А. (1844-1931) - английский военный атташе при Александре II в 1871-1876 гг.
«Мне случилось видеть, как руские пользуются своими банями. В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку, вбегали обратно в баню, потом выходили опять на мороз и ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом» - Юст Юль - датский посол в России в 1709—1712 гг.
«Всё же то, что национальное величие существует реально, очевидно; и то, что руский народ обладает им в высшей степени, не вызывает сомнений. Нигде на поверхности земли слабое пламя веры, достоинства и людского милосердия не трепетало так прочно под напором ветров, рвавших его на части; оно не погашено сегодня даже в глухих уголках руской земли; и кто бы ни изучал борьбу руского духа в продолжение столетий, он может только склонить голову в восхищении перед теми рускими людьми, которые пронесли этот свет ценой самопожертвования и страданий» - Джордж Фрост Кеннан (1904-2005) — американский дипломат, посол США в СССР в 1952 г.
«Рускому и вообще славянам свойственно стремление к свободе, не только к свободе от ига иностранного народа, но и к свободе от оков всего преходящего и бренного. Среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти; среди руских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В руском живо чувство, что собственность владеет нами, а не мы ею, что владение означает принадлежность чему-то, что в богатстве задыхается духовная свобода» - Вальтер фон Шубарт - немецкий философ (ХХ в).
«Руский крестьянин не знает препятствий... Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь обретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще. Он починит вам экипаж, он заменит сломанное колесо срубленным деревом, привязанным одним концом к оси повозки, а другим концом, волочащимся по земле. Если телега ваша окончательно откажется служить, он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой. Если вы захотите переночевать среди леса, он вам в несколько часов сколотит хижину и, устроив вас как можно уютнее и удобнее, завернется в свой тулуп и заснет на пороге импровизированного ночлега, охраняя ваш сон, как верный часовой, или усядется около шалаша под деревом и, мечтательно глядя ввысь, начнет вас развлекать меланхолическими напевами, так гармонирующими с лучшими движениями вашего сердца, ибо врожденная музыкальность является одним из даров этой избранной расы» - Астольф Де Кюстин (1790-1857) - французский писатель, путешественник.
Гостеприимство
«Ничто не может сравниться с гостеприимством руских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии» - Уильям Кокс (1748-1828) - английский историк.
«Главнейшее место у них то, где висит Бог. Хозяин дома сам не сядет там никогда. Лишь когда приходит лучший гость, он отводит его на это место. Пришедший должен поклониться Богу до земли, касаясь лицом. И помещается на этом самом месте, почитаемом как святое» - Джорж Турбервилль - английский путешественник (ХVI в).
«Когда я уходил, комендант пошел впереди меня, ибо у руских принято, что гости, приходя, вступают первыми в дверь; при уходе же их впереди должен идти хозяин, дабы безопасно проводить их из дому» - Юст Юль - датский посол в России в 1709—1712 гг.
«Опасаясь воровства, я провел безсонную и безпокойную ночь, ибо я еще не знал безпримерной верности руских относительно всего, что поручается их надзору, и потому испытывал преувеличенный страх» - Расмус Эребо - датский дипломат, секретарь Юста Юля (XVIII в).
Здоровье
«Здесь не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми пеленают и связывают детей во Франции. Они не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки. Именно по этой причине люди там менее подвержены недугам. Воспитание физическое, которое я наблюдал в Сибири, практикуется по всей России» - Клод Шапп (1763-1805) - французский механик, изобретатель.
«В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится, кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок» - Адам Олеарий (1599-1671) - немецкий ученый и путешественник.
«У руских по всей их стране всего-навсего три доктора, лечат они от всех болезней и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор - это руская баня, второй - водка, которую пьют почти все, кому позволяют средства, и третий - чеснок, который руские употребляют не только как приправу ко всем кушаньям, но и едят сырой среди дня» - Юст Юль - датский посол в России в 1709-1712 гг.
«Бранденбургский посланник рассказывал о способе их лечения от лихорадки. Пристав, бывший при посольстве, занемог этой болезнью, и лекарь обложил ему голову, артерии, грудь и бока такими большими льдинами, что всей теплоты тела недостаточно было для растопления их; однако ж на третий день пристав встал, как ни в чем ни бывало. Вот что значит клин клином выбивать» - Адольф Лизек - австрийский дипломат (ХVII в).
«Руские - самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане» - Уэллеслей Ф. А. (1844-1931) - английский военный атташе при Александре II в 1871-1876 гг.
«Мне случилось видеть, как руские пользуются своими банями. В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку, вбегали обратно в баню, потом выходили опять на мороз и ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом» - Юст Юль - датский посол в России в 1709—1712 гг.