Национализм на Руси - цитаты
«Руские, как это подобает, занимают при дворе наиболее важные должности и имеют более свободный доступ к Царю» - Яков Рейтенфельс (ХVII в).
«Здесь важнейшие сановники то и дело повторяют следующее твердо установленное правило государственной мудрости: «Пускай весь мир говорит, что хочет, а мы все-таки будем поступать по-своему». Когда мне приходилось доказывать, что известная мера возбудит в другом каком-либо монархе неблагоприятные мысли и суждения о России, министры, если не находили другого возражения, пускали в ход вышеприведенную поговорку» - Юль Юст, датский посол в России в 1709-1712 гг.
«Польские благородные юноши странствуют по свету, и свое добро понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны» - Юрий Крижанич, хорватский писатель, историк, жил в России в 1661-1676 гг.
«Они принимают совершенно своеобразно иностранных послов и заботливо отсылают их обратно домой как можно скорее. Ибо они не терпят постоянных в Москве послов, или резидентов, как их называют, а также и сами не позволяют долго своим оставаться при дворах других государей, дабы те, вследствие долгого, постоянного обращения, не изменялись бы и не вносили в Отечество новые нравы» - Яков Рейтенфельс, курляндский дипломат и путешественник (ХVII в).
«Руские неохотно - как я вывожу из их действий - видят шведов или других иностранцев и претендуют поэтому, что никакого резидента или агента из Швеции здесь не должно быть, так как о нем не упоминается в договорах» - Карл Поммеренинг, шведский резидент в Москве в 1647-1650 гг.
«О себе московиты имеют самое высокое мнение, остальные же народы, по их мнению, достойны презрения. Они считают, что их страна и образ жизни самые счастливые из всех» - А. Поссевино, итальянский дипломат (XVI в).
«О таких наших речах нимало рассуждая, отвечали они (руские) нам, что мы уже у них находимся, потому должны их волю исполнять и поступать по их повелению, понеже во всяком государстве есть особливые обыкновения, которым последовать всяк должен» - Ульфельд.
«Простой народ в делах торговых хитер, оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным» - Адольф Лизек, австрийский дипломат.
«Бояре и первые лица в царстве утверждают, будто от браков с иностранкой произойдет весьма губительная перемена, и в их Отечество будут введены чужеземные и небывалые обычаи, древние заветы будут нарушены и чистота дедовской религии будет подлежать опасности; наконец, вся Московия подвергнется крайней гибели» - Корб Иоанн (ок. 1670- ок. 1741) - австрийский дипломат.
«Из различных иных особенностей, которыми Цари Московские отличаются от прочих государей Европы, особенно следует упомянуть о том, что они никоим образом не соглашаются искать себе жен у чужестранцев. И соблюдают они этот дедовский обычай и поныне весьма строго...» - Яков Рейтенфельс (ХVII в).
«Люди говорили, что Царь, верно, обезумел, что выдает свою дочь за латина и оказывает такую честь тому, кто недостоин быть в святой земле - так они называют свою землю» - Исаак Масса (1587-1635) - голландский дипломат.
«Здесь важнейшие сановники то и дело повторяют следующее твердо установленное правило государственной мудрости: «Пускай весь мир говорит, что хочет, а мы все-таки будем поступать по-своему». Когда мне приходилось доказывать, что известная мера возбудит в другом каком-либо монархе неблагоприятные мысли и суждения о России, министры, если не находили другого возражения, пускали в ход вышеприведенную поговорку» - Юль Юст, датский посол в России в 1709-1712 гг.
«Польские благородные юноши странствуют по свету, и свое добро понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны» - Юрий Крижанич, хорватский писатель, историк, жил в России в 1661-1676 гг.
«Они принимают совершенно своеобразно иностранных послов и заботливо отсылают их обратно домой как можно скорее. Ибо они не терпят постоянных в Москве послов, или резидентов, как их называют, а также и сами не позволяют долго своим оставаться при дворах других государей, дабы те, вследствие долгого, постоянного обращения, не изменялись бы и не вносили в Отечество новые нравы» - Яков Рейтенфельс, курляндский дипломат и путешественник (ХVII в).
«Руские неохотно - как я вывожу из их действий - видят шведов или других иностранцев и претендуют поэтому, что никакого резидента или агента из Швеции здесь не должно быть, так как о нем не упоминается в договорах» - Карл Поммеренинг, шведский резидент в Москве в 1647-1650 гг.
«О себе московиты имеют самое высокое мнение, остальные же народы, по их мнению, достойны презрения. Они считают, что их страна и образ жизни самые счастливые из всех» - А. Поссевино, итальянский дипломат (XVI в).
«О таких наших речах нимало рассуждая, отвечали они (руские) нам, что мы уже у них находимся, потому должны их волю исполнять и поступать по их повелению, понеже во всяком государстве есть особливые обыкновения, которым последовать всяк должен» - Ульфельд.
«Простой народ в делах торговых хитер, оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным» - Адольф Лизек, австрийский дипломат.
Кровосмешение
«Бояре и первые лица в царстве утверждают, будто от браков с иностранкой произойдет весьма губительная перемена, и в их Отечество будут введены чужеземные и небывалые обычаи, древние заветы будут нарушены и чистота дедовской религии будет подлежать опасности; наконец, вся Московия подвергнется крайней гибели» - Корб Иоанн (ок. 1670- ок. 1741) - австрийский дипломат.
«Из различных иных особенностей, которыми Цари Московские отличаются от прочих государей Европы, особенно следует упомянуть о том, что они никоим образом не соглашаются искать себе жен у чужестранцев. И соблюдают они этот дедовский обычай и поныне весьма строго...» - Яков Рейтенфельс (ХVII в).
«Люди говорили, что Царь, верно, обезумел, что выдает свою дочь за латина и оказывает такую честь тому, кто недостоин быть в святой земле - так они называют свою землю» - Исаак Масса (1587-1635) - голландский дипломат.